ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Руководителя Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии на заседании итоговой Коллегии Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии «Об итогах деятельности
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2017 году»
УВАЖАЕМЫЙ ДЕНИС ВАЛЕНТИНОВИЧ!
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ И СОТРУДНИКИ СИСТЕМЫ РОССТАНДАРТА!
В 2017 году, наряду с регулярной текущей работой, мы вместе
с вами плотно занимались стратегическим проектированием нашего будущего. Я
глубоко признателен всем, кто был вовлечен в поиск наилучших траекторий
развития Росстандарта – и коллегам из министерств и ведомств, и представителям
общественных организаций, и российских компаний. Мы провели серию широких
стратсессий в атмосфереОТКРЫТОСТИ и ДОВЕРИЯ, что позволило увидеть и
сформулировать нашу миссию.
В тесном взаимодействии с Минпромторгом, Минэкономразвития и
Росаккредитацией удалось запустить такой масштабный проект, как формирование
национальной инфраструктуры качества. Основной площадкой для выработки и
реализации согласованной политики в области стандартизации, метрологии,
аккредитации и оценки соответствия станет Совет национальной инфраструктуры
качества, созданный при Госкомиссии по противодействию контрафакту на рынке.
Для развития первоклассной инфраструктуры качества, в первую
очередь, необходимы передовые стандарты и современные измерительные технологии.
Чуть позже расскажу о том, что из этого уже сделано и что нам предстоит
выполнить.
В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В прошлом году наша страна приняла 81-ю Генеральную сессию
Международной электротехнической комиссии.
В мероприятиях, прошедших во Владивостоке под слоганом
«Стандартизируй разнообразие», участвовали полторы тысячи экспертов по
электротехнике более чем из 50 (пятидесяти) стран мира. По решению Генсессии
МЭК, представители нашей страны избраны в руководящие органы.
Проведение в России таких знаковых международных форумов,
как заседание ИСО в 2013 году и МЭК в 2017 году, оказывает благотворное влияние
на развитие в стране культуры стандартизации. Расскажу о ключевых событиях 2017
года в этой сфере.
О СТАНДАРТИЗАЦИИ
В прошлом году мы завершили трехлетний проект по подготовке
51 (пятидесяти одного) справочника по наилучшим доступным технологиям. Напомню,
в Европе на это потребовалось почти 10 лет. Эту работу мы выполнили благодаря
конструктивному диалогу с бизнесом и регуляторами.
Среди главных приоритетов для нас сегодня - массовое
вовлечение бизнеса в разработку стандартов. Один из инструментов -
субсидирование затрат разработчика.
В прошлом году доля стандартов за счет частных средств
увеличилась с 14 до 16%. В 2018 году мы ожидаем роста до 20%. Подчеркну, что
вопрос проактивной стандартизации – это вопрос ЛИДЕРСТВА на рынках.
Сегодня субсидия действует в отношении стандартов только для
целей технического регулирования. На наш взгляд, это неоправданно ограничивает
наши возможности по импортозамещению и развитию экспорта. Есть и другие
приоритеты, в частности – модернизация оборонно-промышленного комплекса,
реализация проектов национальной технологической инициативы, а также цифровая
трансформация.
Третий год мы осуществляем глобальный перевод наших
процессов в информационную среду. Первым проектом стала информатизация работ в
области стандартизации. Полностью в цифровой системе «БЕРЕСТА» формируется и исполняется программа национальной стандартизации. На выходе
– первые, разработанные в электронной среде стандарты.
Переход в информационное пространство уже дал ряд
преимуществ. Существенно экономятся время и ресурсы на взаимодействие,
сокращаются процедурные издержки, повышается ОТКРЫТОСТЬ и ПРОЗРАЧНОСТЬ
деятельности.
В этом году на базе «Бересты» планируется создать единую
цифровую площадку для межгосударственной стандартизации. Это позволит в
онлайн-режиме разрабатывать стандарты как для Евразийского экономического
союза, так и других заинтересованных стран СНГ.
На протяжении многих лет остаются нерешенными вопросы защиты
авторских прав на стандарты – не определен их правовой статус и правила
распространения. Между тем, защита стандартов должна вестись с использованием
инструментов интеллектуальной собственности. Разработка современных стандартов
требует серьезных вложений, и мы должны обеспечить инвестиционную
привлекательность этой деятельности.
Для решения этой задачи в рамках СНГ был подготовлен проект
Соглашения о распространении документов по межгосударственной стандартизации. Его
подписание запланировано на 1 июня этого года. Соглашение создаст базовые
условия для легального распространения стандартов в странах Содружества.
По-настоящему значимым событием на пространстве ЕврАзЭс
стало решение о создании Совета руководителей национальных органов по
стандартизации. Это возможность для проведения согласованной политики и
организации взаимодействия с международными и региональными организациями.
Подписания этого соглашения мы также ожидаем в ближайшее время.
Что касается создания Национального института
стандартизации. В сентябре этого года завершится интеграция Стандартинформа,
ВНИИНМАШа, ВНИИСОТа, ВНИИ СМТ и Интерстандарта в единую структуру. Это позволит
объединить научную и технологическую базу подведомственных Росстандарту институтов.
Речь идет о переходе к более совершенной, гибкой и адаптированной к рыночным
условиям модели управления стандартизацией.
О МЕТРОЛОГИИ
Понятно, что цифровая трансформация потребует от нас
создания принципиально новых технологий метрологического обеспечения
киберсистем будущего, построенных на многочисленных датчиках, передающих
огромные массивы измерительных данных. В
рамках совершенствования регуляторной среды нами подготовлена первая редакция
поправок в законодательство об обеспечении единства измерений,
предусматривающих в том числе переход к обязательной электронной регистрации
результатов метрологических работ в едином государственном реестре. Другой
важной задачей является импортозамещение средств измерений и измерительных
технологий. Это вопрос сохранения метрологического суверенитета России.
Постановлением правительства уже определены критерии отнесения к категории
отечественных производителей средств измерений и измерительных систем.
А в целях координации работ в области уникального высокоточного
приборостроения подготовлен и внесен в правительство проект акта о наделении
Росстандарта полномочиями по реализации промышленной политики в области
производства измерительной техники.
Денис Валентинович, благодаря Вашей поддержке по итогам
посещения нашего института ВНИИФТРИ получили право на жизнь масштабные проекты
в сфере ОПК. При этом создаваемые метрологические возможности, в том числе в
системе ГЛОНАСС, будут применяться в равной мере для развития гражданских
отраслей промышленности.
Вместе с тем, пока не определены источники финансирования
таких работ, и я прошу Вас поддержать выделение необходимых средств
Росстандарту, начиная с 2019 года.
Другим важным ориентиром для нас является увеличение объёмов
экспорта российского метрологического оборудования и услуг. Речь идет об
уникальном оборудовании, не уступающем лучшим мировым аналогам. Примером служат
стандарты времени и частоты, так называемые «сверхточные часы». Эта научная
разработка уже поставляется на рынок СНГ и ряд других стран. Одно из важнейших
событий - вступление Российской Федерации в международные организации АПЛАК и
ИЛАК. Росстандарт обеспечил прослеживаемость средств измерений наших лабораторий к
международной эталонной базе. Совместно с Росаккредитацией проведена подготовка
областей аккредитации отечественных лабораторий. Это означает признание
высокого уровня КОМПЕТЕНТНОСТИ наших экспертов и качества наших испытательных
возможностей за рубежом. И открывает для нас новые возможности на внешних
рынках.
Замечу, в сегодняшних непростых внешнеполитических условиях
нам предстоит работать еще интенсивнее в интересах сохранения лидерства России
в международной метрологии.
Уже не первый год нас беспокоит ситуация с метрологическим
сопровождением медицинского оборудования. Значительная часть медтехники
метрологически не обеспечена. В первую очередь, это касается
высокотехнологичного современного оборудования, от точности и правильности
работы которого зависит качество оказываемой медицинской помощи.
Полагаю необходимым провести открытые консультации с
Минздравом по вопросу об отнесении высокотехнологичного медицинского
оборудования к средствам измерений. Еще одна социально значимая тема - развитие
централизованной поверки водосчетчиков. Проект уже проходит апробацию в
Калининградской и Кировской области, в ближайшее время ожидается подключение
Нижегородской области и других регионов. По итогам пилотов совместно с
Минстроем будет решаться вопрос о целесообразности изменения правил поверки
приборов учета.
К вопросу о создании Национального института метрологии. В
текущем году произойдет укрупнение системы метрологических институтов с
действующих семи до четырех, а вслед за этим, в 2019-2020 годах, их интеграция
в единую структуру.
ОБ ИНСТИТУТЕ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ
Развитие этой сферы сегодня сдерживается рядом застарелых
проблем, которые требуют немедленного решения. В частности, отсутствует
контроль за зарегистрированными государством системами добровольной
сертификации. Из-за «корпоративной» сертификации затруднен доступ малого бизнеса
к госзакупкам.
В 2017 году Росстандартом, совместно с другими ведомствами,
предложены решения по упорядочению этой деятельности. Одно из них касается
установления понятных правил сертификации. Рассчитываю, что в скором времени
этот документ будет внесен в правительство.
Другая инициатива направлена на решение проблем с доступом
малого бизнеса к госзакупкам. Мы прилагаем все усилия для скорейшего внесения
соответствующего законопроекта в Госдуму.
В прошлом году в России заработала Национальная система сертификации.
Проект прошел апробацию в семи пилотных регионах на базе испытательных
лабораторий и органов по сертификации Росстандарта. Подчеркну, что заявки
производителей на участие в проекте поступают исключительно на условиях
добровольности. На текущий момент в реестр внесено около 300 записей. Эта
продукция ДОБРОСОВЕСТНО выдержала экзамен на соответствие ГОСТам и имеет право
находиться в «белом списке».
В первом полугодии на сайте Росстандарта появится также
«черный список» производителей, которые вводят потребителя в заблуждение о
качественных характеристиках своей продукции. В режиме «тайного покупателя»,
совместно с общественными организациями, в том числе Роскачеством, мы будем
проводить в регионах инспекционные проверки продукции, маркированной знаком
ГОСТ.
О РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ РОССТАНДАРТА
Полученный при реализации проекта «Национальная система
сертификации» опыт стал для нас стимулом к развитию наших испытательных
возможностей. В системе Росстандарта работает 86 региональных центров. Мы
занимаемся оказанием самых востребованных услуг по подтверждению качества и
безопасности продукции российских предприятий. На развитие своей
технологической базы центры сегодня инвестируют собственные средства. И несут
при этом обязательства перед государством по оказанию социально-значимых услуг.
Серьезной проблемой остается неприкрытая торговля
сертификатами, не подкрепленными лабораторными испытаниями.
Все это приводит к снижению спроса на реальные испытания
продукции, а значит, сокращению подтверждённых испытательных возможностей и
увеличению объемов продукции сомнительного качества.
За рубежом развитие испытательной базы относится к числу
национальных приоритетов. Государство заинтересовано в том, чтобы лаборатории
вовремя переоснащались, обеспечивалось постоянное развитие
материально-технической базы и кадрового потенциала.
Услуги по оценке соответствия должны быть доступными и
востребованными со стороны динамично развивающихся компаний, прежде всего наших
экспортеров.
Мы также видим необходимость обновления системы управления
нашими центрами - и их укрупнения. Это позволит оптимизировать затраты на их
содержание, проводить единую ценовую политику в регионах, расширить спектр
услуг и повысить их качество.
Интеграция всех региональных центров в Национальный центр
тестирования начнется в этом году, и на первом этапе произойдет укрупнение с 86
до 74 центров.
В КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ СФЕРЕ
Росстандартом внедрен риск-ориентированный подход. С его
помощью снижается нагрузка на добросовестный бизнес. В фокусе нашего внимания,
в первую очередь, те, кто действительно допускает нарушения законодательства.
При этом меры ответственности должны быть эффективными и
иметь, прежде всего, превентивный характер. В прошлом году был принят закон об
оборотных штрафах. Сумма наложенных за апрель текущего года штрафов составила
порядка 4 млн. рублей, а средний чек штрафа в сравнении с прошлым годом вырос в
10 раз, более чем 600 тысяч рублей.
Активно заработал инструмент «отзывных» кампаний.
Производители заинтересованы в минимизации рисков от причинения вреда
потребителям своей продукции. Так, в прошлом году с российского рынка было
отозвано свыше 1,5 (полутора) млн. автомобилей. Отзывались и другие виды
продукции, к примеру, бытовая и прочая электротехника.
В дальнейшем мы продолжим внедрять новые контрольные
инструменты. Речь идет о внезапных проверках путем «контрольной закупки». Еще
один инструмент –
экспресс-анализаторы качества топлива, которые уже поступают
на вооружение в территориальные управления Росстандарта.
Большую роль в нашей работе играет активное участие
отраслевых и общественных организаций. Все эти меры позволили снизить долю
суррогатного топлива на рынке почти в два раза – с 20% в 2015 году до 11% по
итогам 2017 года.
Совместно с Минэнерго и крупными нефтяными компаниями мы уже
приступили к созданию национальной системы прослеживаемости движения топливной
продукции.
В ЗАВЕРШЕНИЕ
Уважаемые коллеги, По закону жанра в рамках официального
формата коллегии мы подводим итоги 2017 года и ставим задачи на 2018-й. Вместе
с тем, мы уже сейчас понимаем, какие вызовы стоят перед нами в ближайшие 7-8
лет. Сегодня мы запускаем такие приоритетные ведомственные проекты, как
формирование экспертной экосистемы стандартизации. Создаем доступные сервисы
для малого и среднего бизнеса. Внедряем современные экономические модели в
метрологии. Развиваем центры коллективного пользования. Реализуем цифровую повестку.
Говоря о Росстандарте, я всегда имею в виду все наши
организации и предприятия – и каждого из 16 тысяч сотрудников нашей большой
системы.
Поэтому искренне благодарю всех и каждого за вклад в общее
дело. Я абсолютно уверен, что, опираясь на наши стратегические приоритеты, мы
сможем реализовать наши самые амбициозные планы.
Спасибо за внимание.
|